17 марта 1891 года Александр III подписал Указ на имя наследника престола, в котором указывал: «Повелеваю ныне приступить к постройке через всю Сибирь железной дороги, имеющей соединить обильными дарами природы сибирские области сетью внутренних рельсовых сообщений». Сооружение дороги предполагалось одновременно от Челябинска на восток и от Владивостока на запад. Поистине это было второе завоевание Сибири после Ермака – как образно окрестил прокладку Великого рельсового пути известный русский писатель и инженер- путеец Н.Г. Гарин-Михайловский. Строительство дороги дало толчок активному массовому переселению русских крестьян за Урал, помимо прочего была решена проблема и еще одна задача освоения прилегающий к магистрали территорий, чтобы экономически оправдать ее сооружение. На строительстве железной дороги работали и ссыльно - переселенцы, приискатели, ушедшие с золотых приисков Мариинской тайги, каторжане из Александровской тюрьмы г. Иркутска. Поселение вблизи станции быстро росло и имело все шансы к дальнейшему развитию. Существует легенда, будто деловые люди из села Ижморка, имевшие кое-какой капитал, узнав, что по проекту железная дорога обойдет их село стороной, складывались на взятку, чтобы несколько изменить проект. Но это будто бы не помогло и дорогу построили там, где она есть. Тогда была построена станция, в некотором смысле принадлежавшая селу Ижморке и поэтому она называется Ижморская. В селе Ижморке ее до сих пор называют иногда не поселком, не райцентром, а попросту станцией. Есть мнение, что Ижморка это, якобы, искаженное название Ижоры. На самом деле село Ижморка, а затем и станция, названы в память о родине первых здешних поселенцев, выходцев из Ижморской волости Пензенской губернии. Вблизи станции строились жилища-времянки, где жила крестьянская беднота, гонимая нищетой и голодом с окрестных деревень. В 1906 году на станции Ижморская было всего 15 дворов. В 1967 году Ижморский получил статус рабочего поселка, а в 2005 году стал поселком городского типа. Местность, но которой раскинулся поселок, нельзя назвать подходящим для селения. Топкая, покрытая лесом, она представляла много неудобств для оседлой жизни, и только влиянию железной дороги можно приписать все увеличившееся число жителей и строений в таежном уголке. Вблизи железнодорожной станции была построена водонапорная башня, таким образом, словно должна была подняться на самое небо. Она доминирует на местности, возвышаясь над окружающими сооружениями и имеет свой неповторимый облик. Кроме того, башня основательно и прочно сооружена, при соответствующем уходе способна служить ещё очень долго. Низ башни выложен из красного кирпича, а толстая верхняя часть цилиндра - деревянная. Белым цветом выведены цифры «1896» - год постройки башни и образования посёлка. Наша башня и родной посёлок Ижморский – ровесники. В сооружении прекрасно сохранились кованые четырёхгранные скобы и гвозди, а ведь им уже вторая сотня лет. Сегодня многие водонапорные башни уже внесены в список памятников исторического, культурного и археологического наследия, так как были введены в строй в XIX веке. К 115 – летнему юбилею посёлка башня отреставрирована и продолжает быть визитной карточкой станции. Водонапорная башня поселка Ижморский старейшая в округе, с самого момента своего появления она стала архитектурной достопримечательностью и одним из его символов. Однако, немногим известно насколько у этого сооружения неординарная история. Башню на станции построили в первую очередь для того, чтобы заправлять водой паровозы, ведь ее хватало на полтора часа, поэтому и водонапорные башни строились через каждые 40 км, но каждая из них по-своему уникальна. Для строящегося рядом со станцией посёлка в начале XX века требуется водоснабжение. Воду привозили в бочках, на лошадях. Башня стала поставщиком воды для первых жителей посёлка. В настоящее время она не только памятник архитектуры позапрошлого века, но и резервуар и поставщик воды на улицы поселка Ижморский. | |
| |
Просмотров: 1658 | |
Всего комментариев: 0 | |