Основное население села Тёплая Речка – татары, проживающие здесь, исходя из документов, с XVIII века. В апреле1845г. здесь была построена мечеть, об этом свидетельствуют документы Томской Губернской Строительной комиссии. Местом для строительства мечети был выбран «Басакай – тау» - высокий пригорок в центре села. Рядом проходил Московско – Иркутский тракт и мусульмане, проезжающие по тракту, заходили для молитвы в мечеть. Недалеко от которой расположен колодец с чистейшей родниковой водой. (Жители села до сих пор используют воду для приготовления национального татарского напитка – чая с молоком. Напиток получается более вкусным и ароматным чем из водопроводной воды). Мечеть была деревянная (красное дерево), построена без единого гвоздя. Архитектурный ансамбль состоял из здания мечети и минарета (снесен в 30-е годы XX века). Здание мечети было увенчано куполом в виде шатра, покрытое железом, наверху которого располагалась позолоченная сфера и полумесяц. На сфере была высечена молитва на арабском языке, призывающая к миру и добру. Купол со сферой и полумесяцем также был уничтожен в 30-е годы. Внутри мечети располагался большой зал, стены которого были украшены арабесками, а пол выложен мозаикой и застелен коврами. При входе стояли серебряные и медные «комганы» (кувшины) для омовения. В праздничные дни, для угощения детей, в мечети были выставлены мешки с конфетами и изюмом. 7 января 1884 года деревянная мечеть сгорела. Государственный крестьянин и ссыльные магометанской веры обратились к императору Александру Александровичу с прошением о строительстве новой мечети. (Копия документа прилагается) От лица теплореченцев обращался Сафиулла Алтынбаев. Через некоторое время пришел ответ: «… представленный проект новой мечети утвердить…) и постройку таковой на месте сгоревшей мечети в 1884 году начали. Остов ее до сих пор сохранился … Мечеть полтора столетия несла в мир добро, терпимость, великодушие, уважение к старшим, почитание других вер и народов. Мулла учил детей грамоте. Он, как правило, знал несколько языков: арабский, татарский. Всё, что он знал, передавал односельчанам. Мечеть была центром села в прямом и переносном смысле. Все праздники: «Курбан-байрам», «Ураза-байрам» проходили в мечети с участием муллы и жителей. В 30-е годы XX века священнослужители были арестованы, мечеть закрыта. В последствие здание использовали как клуб, затем как хранилище зерна и удобрений. С 80-х годов XX века здание пустует. Сведения об архитекторах: Проект мечети составлен Гражданским инженером Томской Губернской строительной комиссии Палиновским и Губернским архитектором А.Клобуковым. И утвержден Губернатором Томской губернии Красовским. (Копии документов прилагаются). | |
| |
Просмотров: 872 | |
Всего комментариев: 0 | |