Ижморский районный краеведческий музей
Вторник, 21.11.2017, 07:38



Приветствую Вас Гость | RSS
[ Главная ] [ Каталог статей ] [ Регистрация ] [ Вход ]
Меню сайта

Категории раздела
Пресс-релиз [21]
О Ижморском районе [11]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 334

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Статьи » О Ижморском районе

Ровестница поселка Ижморский

17 марта 1891 года Александр III подписал Указ на имя наследника престола, в котором указывал:

«Повелеваю ныне приступить к постройке через всю Сибирь железной дороги, имеющей соединить обильными дарами природы сибирские области сетью внутренних рельсовых сообщений».

Сооружение дороги предполагалось  одновременно от Челябинска на восток и от Владивостока на запад. Поистине это было второе завоевание Сибири после Ермака – как образно окрестил прокладку Великого рельсового пути известный русский писатель и инженер- путеец  Н.Г. Гарин-Михайловский. Строительство дороги дало толчок активному массовому переселению русских крестьян за Урал, помимо прочего была решена проблема и еще одна задача освоения прилегающий к магистрали территорий, чтобы экономически оправдать ее сооружение.

На строительстве железной дороги работали и ссыльно - переселенцы, приискатели, ушедшие с золотых приисков Мариинской  тайги, каторжане из Александровской тюрьмы           г. Иркутска.

Поселение вблизи станции быстро росло и имело все шансы к дальнейшему развитию. Существует легенда, будто деловые люди из села Ижморка, имевшие кое-какой капитал, узнав, что по проекту железная дорога обойдет их село стороной, складывались на взятку, чтобы несколько изменить проект. Но это будто бы не помогло и дорогу построили там, где она есть. Тогда была построена станция, в некотором смысле принадлежавшая селу Ижморке и поэтому она называется Ижморская. В селе Ижморке ее до сих пор называют иногда не поселком, не райцентром, а попросту станцией.

Есть мнение, что Ижморка это, якобы, искаженное название Ижоры. На самом деле село Ижморка, а затем и станция, названы в память о родине первых здешних поселенцев, выходцев из Ижморской волости Пензенской губернии.  Вблизи станции строились жилища-времянки, где жила крестьянская беднота, гонимая нищетой и голодом с окрестных деревень. В 1906 году на станции Ижморская было всего 15 дворов. В 1967 году Ижморский получил статус рабочего поселка, а в 2005 году стал поселком городского типа.

Местность, но которой раскинулся поселок, нельзя назвать подходящим для селения. Топкая, покрытая лесом, она представляла много неудобств для оседлой жизни, и только влиянию железной дороги можно приписать все увеличившееся число жителей и строений в таежном уголке.

Вблизи железнодорожной станции была построена водонапорная башня, таким образом, словно должна была подняться на самое небо. Она доминирует на местности, возвышаясь над окружающими сооружениями и имеет свой неповторимый облик. Кроме того, башня основательно  и прочно сооружена, при соответствующем уходе способна служить ещё  очень долго.  Низ башни выложен из красного кирпича, а  толстая верхняя часть  цилиндра  - деревянная.  Белым цветом выведены  цифры «1896» - год постройки башни и образования посёлка. Наша башня и родной посёлок Ижморский  – ровесники.   В сооружении прекрасно сохранились  кованые четырёхгранные скобы и гвозди, а ведь им уже   вторая сотня лет. Сегодня многие водонапорные башни уже внесены в список  памятников исторического, культурного и археологического наследия, так как  были введены в строй в XIX веке. К 115 – летнему юбилею посёлка башня отреставрирована и продолжает быть визитной карточкой станции.

Водонапорная башня поселка Ижморский старейшая в округе, с самого момента своего появления она стала архитектурной достопримечательностью и одним из его символов. Однако, немногим известно насколько у этого сооружения неординарная история. Башню на станции построили в первую очередь для того, чтобы заправлять водой паровозы, ведь ее хватало на полтора часа, поэтому и водонапорные башни строились через каждые 40 км, но каждая из них по-своему уникальна.  Для строящегося рядом со станцией посёлка в начале XX века требуется водоснабжение. Воду привозили в бочках, на лошадях. Башня стала поставщиком воды для первых жителей посёлка. В настоящее время она не только памятник архитектуры позапрошлого века, но и резервуар и поставщик воды на улицы поселка Ижморский.

Категория: О Ижморском районе | Добавил: muzeum (12.09.2014)
Просмотров: 654 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright ijm-muzeum © 2017      Создать бесплатный сайт с uCoz